На Никитском бульваре, совсем рядом с Арбатом - двухэтажный жёлтый дом с памятником в тихом сквере. На постаменте - человек, живший тут около трёх лет, — Николай Васильевич Гоголь. Этот дом — единственный в России музей, посвящённый писателю.
Цифры и факты
3 года
Три года (с 1848 года) Н.В.Гоголь жил в Талызинской усадьбе на Никитском бульваре вплоть до своей смерти в 1852 году.
6 залов
Экспозиция размещена в шести залах: Прихожая, Гостиная, Кабинет, "Ревизор", Комната памяти и зал "Воплощение". Открыта шесть дней в неделю, кроме понедельника.
2009 год
На базе Центральной городской библиотеки имени Н.В.Гоголя открыт музей, посвящённый писателю.
Сквер перед музеем. Зимой здесь пусто, а летом собирается много желающих погулять в зелёном дворе.
Сначала (в 1909 году) памятник Гоголю работы скульптора Н.А.Андреева поставили на Арбатской площади. Но многим памятник показался очень мрачным. Не понравился он и И.В.Сталину, который велел перенести его на территорию Донского монастыря. Но и там памятник не прижился. И в 1959 году монумент перенесли во двор перед музеем. Сегодня именно этот памятник Н.В.Гоголю считается лучшим.
https://commons.wikimedia.org/
Постамент памятника украшен барельефами с героями гоголевских произведений. С фронтальной стороны располагаются персонажи "Ревизора".
https://commons.wikimedia.org/
Правая сторона отдана героям поэмы "Мёртвые души".
https://commons.wikimedia.org/
На торце вяло идут по Невскому персонажи "Петербургских повестей".
https://commons.wikimedia.org/
А с левой стороны постамента - персонажи "Миргорода" в народных костюмах.
http://artclassic.edu.ru
Важное наблюдение: если обходить памятник Н.В.Гоголю слева по кругу, лицо писателя меняется. Если смотреть слева, со стороны барельефа "Миргород" - писатель хитро улыбается.
http://artclassic.edu.ru
Если смотреть со стороны "Ревизора" - лицо Гоголя выражает недоумение.
http://www.etovidel.net
Наконец, взгляд справа, со стороны барельефа "Мёртвые души" – и лицо Гоголя, как посмертная маска.
Сквер перед музеем. Зимой здесь пусто, а летом собирается много желающих погулять в зелёном дворе.
Сначала (в 1909 году) памятник Гоголю работы скульптора Н.А.Андреева поставили на Арбатской площади. Но многим памятник показался очень мрачным. Не понравился он и И.В.Сталину, который велел перенести его на территорию Донского монастыря. Но и там памятник не прижился. И в 1959 году монумент перенесли во двор перед музеем. Сегодня именно этот памятник Н.В.Гоголю считается лучшим.
https://commons.wikimedia.org
Постамент памятника украшен барельефами с героями гоголевских произведений. С фронтальной стороны располагаются персонажи "Ревизора".
https://commons.wikimedia.org
Правая сторона отдана героям поэмы "Мёртвые души".
https://commons.wikimedia.org
На торце вяло идут по Невскому персонажи "Петербургских повестей".
https://commons.wikimedia.org
А с левой стороны постамента - персонажи "Миргорода" в народных костюмах.
http://artclassic.edu.ru
Важное наблюдение: если обходить памятник Н.В.Гоголю слева по кругу, лицо писателя меняется. Если смотреть слева, со стороны барельефа "Миргород" - писатель хитро улыбается.
http://artclassic.edu.ru
Если смотреть со стороны "Ревизора" - лицо Гоголя выражает недоумение.
http://www.etovidel.net
Наконец, взгляд справа, со стороны барельефа "Мёртвые души" – и лицо Гоголя, как посмертная маска.
Эксперт
Обо всех тонкостях музейного обустройства, а также о наиболее интересных моментах из жизни Гоголя рассказывает Светлана Милованова, главный хранитель музея.
Хозяева усадьбы
А.И.Талызин
Военачальник времён Наполеоновских войн. Дом стали называть Талызинским, по фамилии владельца. Толстые при переезде ничего не поменяли в усадьбе: ни внутри, ни снаружи. И название "Талызинская усадьба" закрепилось.
А.П.Толстой
Граф А.П.Толстой - российский государственный деятель. Именно он в 1848 году пригласил Гоголя пожить к себе в усадьбу. И Гоголь принял приглашение. Отношения с М.П.Погодиным (известным литератором и другом писателя), у которого в то время жил Гоголь, начали портиться, и под предлогом ремонта в доме Погодина Гоголь переехал к Толстым. Там он прожил последние 3 года жизни. Какое-то время даже считали, что после смерти Н.В.Гоголя А.П.Толстой присвоил себе рукописи писателя и что именно он сжёг "Мёртвые души".
А.Г.Толстая
Жена А.П.Толстого, урождённая княгиня Грузинская. Гоголь был влюблён в неё как в сестру "за искреннее желание творить угодное Богу, Ему служить, Его любить и Ему повиноваться". Некоторые исследователи смело предполагают, что Гоголь был влюблён в жену друга. Они действительно проводили много времени вместе, но были ли между ними нежные чувства - никто не знает.
Хозяева усадьбы
А.И.Талызин
Военачальник времён Наполеоновских войн. Дом стали называть Талызинским, по фамилии владельца. Толстые при переезде ничего не поменяли в усадьбе: ни внутри, ни снаружи. И название "Талызинская" усадьба закрепилось.
А.П.Толстой
Граф А.П.Толстой - российский государственный деятель. Именно он в 1848 году пригласил Гоголя пожить к себе в усадьбу. И Гоголь принял приглашение. Отношения с М.П.Погодиным (известным литератором и другом писателя), у которого в то время жил Гоголь, начали портиться, и под предлогом ремонта в доме Погодина Гоголь переехал к Толстым. Там он прожил последние 3 года жизни. Какое-то время даже считали, что после смерти Н.В.Гоголя А.П.Толстой присвоил себе рукописи писателя и что именно он сжёг "Мёртвые души".
А.Г.Толстая
Жена А.П.Толстого, урождённая княгиня Грузинская. Гоголь был влюблён в неё как в сестру "за искреннее желание творить угодное Богу, Ему служить, Его любить и Ему повиноваться". Некоторые исследователи смело предполагают, что Гоголь был влюблён в жену друга. Они действительно проводили много времени вместе, но были ли между ними нежные чувства - никто не знает.
Усадьба в июле 1951 года.
До 1964 года здесь располагались коммунальные квартиры.
Усадьба в марте 2017 года.
Усадьба в июле 1951 года.
До 1964 года здесь располагались коммунальные квартиры.
Усадьба в марте 2017 года.
Цифры и факты
1966 год
Дом делят две организации: представительство Киргизии и редакция журнала "Радио и телевидение".
1971 год
Здание передано Городской библиотеке №2
1974 год
Открытие при библиотеке №2 двух мемориальных музейных комнат, посвящённых Н.В.Гоголю.
1979 год
Библиотека получает имя Н.В.Гоголя
История создания музея
До 2009 года в России не было ни одного музея Н.В.Гоголя. Большинство мемориалов осталось на Украине. И для музея усадьба Талызина подходила лучше всего. В ней жил Н.В.Гоголь, в ней уже были собраны две мемориальные комнаты. После смерти Н.В.Гоголя осталось очень мало его собственных вещей. Писатель был аскетичен и равнодушен к собственности. Более того, когда создавался музей, многие экспонаты, которые могли быть отнесены к жизни Н.В.Гоголя, были разобраны другими музеями. Сбор экспозиции был не прост и проходил на уровне министерства культуры РФ. Большую роль в наполнении музея сыграла директор В.П.Викулова. Сегодня фонды пополняются и частными лицами. Н.В.Гоголь очень популярен, люди много предметов передают в дар. Недавно музею подарили памятный жетон, выпущенный в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Дому Гоголя дарят книги, которые мог читать писатель, вещи того времени. И все это находит место в экспозиции.
В музее сложилась уникальная коллекция графики, иллюстраций к гоголевским произведениям. Это иллюстрации К.Е.Маковского, А.А.Агина, гравюры Е.Е.Бернардского (в этом году отмечается 175-летие издания этих гравюр). В наличии и авторы советского периода: Кукрыниксы, В.Н.Горяев, А.Д.Топиков (это известный карикатурист, иллюстрировавший Гоголя в 30-е годы 20 века).
Массивная деревянная лестница ведёт на второй этаж, там сегодня располагается научная библиотека - "Гоголевка". Музей занимает первый этаж.
Массивная деревянная лестница ведёт на второй этаж, там сегодня располагается научная библиотека - "Гоголевка". Музей занимает первый этаж.
Прихожая
Осмотр экспозиции начинается с прихожей. Кроме верного слуги Семёна, в сенях никто не жил. Гоголь привёз его из поездки на родину, в Малороссию. Семён следил за тем, чтобы покой хозяина в рабочие часы никто не нарушал. В ночь сожжения второго тома "Мёртвых душ" именно он безуспешно пытался остановить Гоголя.
Дорожная шинель и цилиндр - первое, что видит посетитель в прихожей. Как гласит легенда, Николай Васильевич любил прогуляться до Сухаревской башни, где в то время находился большой блошиный рынок. Он старался оставаться незамеченным и потому кутался в длиннополую шинель, похожую на ту, что висит в прихожей.
"Сундук странствий"
Главный экспонат прихожей – дорожный сундук. Он символизирует кочевую жизнь Н.В.Гоголя. Ещё будучи молодым человеком, он отказался от своих прав на имение в пользу своей матери, и официально у него не было дома, но это было его сознательное решение: он хотел быть свободным, ничем не связанным человеком.
В сундуке собраны разные предметы. Книга "История малой России" - Гоголь родился в Малороссии, учился там же в Нежинской гимназии. Карта Палестины - писатель совершил паломничество туда в 1848 году. Листы гербария (копия) - сам гербарий хранится в Васильевке, родовой усадьбе Гоголя.
Дорожная шинель
Дорожная шинель и цилиндр - первое, что видит посетитель в прихожей. Как гласит легенда, Николай Васильевич любил прогуляться до Сухаревской башни, где в то время находился большой блошиный рынок. Он старался оставаться незамеченным и потому кутался в длиннополую шинель, похожую на ту, что висит в прихожей.
"Сундук странствий"
Главный экспонат прихожей – дорожный сундук. Он символизирует кочевую жизнь Н.В.Гоголя. Ещё будучи молодым человеком, он отказался от своих прав на имение в пользу своей матери, и официально у него не было дома, но это было его сознательное решение: он хотел быть свободным, ничем не связанным человеком.
В сундуке собраны разные предметы. Книга "История малой России" - Гоголь родился в Малороссии, учился там же в Нежинской гимназии. Карта Палестины - писатель совершил паломничество туда в 1848 году. Листы гербария (копия) - сам гербарий хранится в Васильевке, родовой усадьбе Гоголя.
Гостиная
Оригинальная обстановка гостиной не сохранилась. Есть только воспоминания. На полу в маленькой гостиной лежал большой зелёный ковёр, по стенам стояли диваны, кресла и ломберный стол. Обычно Гоголь принимал друзей в этой комнате. У него был назначен специальный день недели для визитов и приемов, когда любой посетитель без предварительного письма мог прийти в гости. Дневное время предназначалось для коротких деловых визитов. Утром же Гоголь старался никого не принимать. Он ценил это время, потому что именно утром ему лучше всего работалось.
Большой диван привезли из дома литератора М.П.Погодина. Но Гоголь на нём всё же сидел: писатель часто останавливался у Погодина в имении и в общей сложности прожил там два года. Именно М.П.Погодин привез Н.В.Гоголя впервые в Москву и впоследствии играл в его жизни значительную роль.
На столе лежит колокольчик для вызова слуги Семёна, записная книжка с вышитой на обложке датой "1849" (Гоголь был большим любителем изящных вещиц), перевод "Одиссеи" В.А.Жуковского, книга "Выбранные места из переписки с друзьями". А на карте изображена Восточная Сибирь. Именно там, по мнению И.С.Аксакова, должен был закончить свое путешествие Чичиков.
Личные вещи Гоголя и его семьи
Серебряная чарка была подарена Гоголем на свадьбу сестре Елизавете.
Н.В.Гоголь всегда с собой носил записную книжку. Он записывал впечатления дня, интересные истории, словосочетания, новые, необычные слова. Он каждый день собирал материалы, ничего не отдавая досужей фантазии, чтобы превратить то, что есть вокруг, в искусство.
Нож для резки фруктов поступил в коллекцию музея от членов семьи Гоголя. Этим ножом владел Николай Владимирович Быков – племянник Гоголя. Он был гусаром, героем русско-турецкой войны, а потом, когда вышел в отставку, спорол серебряные пуговицы со своего мундира и перековал их на нож.
В гостиной также стоял ломберный столик. В те времена ни одна гостиная не обходилась без него. Ломбер - это популярная в 19-м веке карточная игра. Но Гоголь в карты не играл. Он говорил, что он небогат и не может себе этого позволить. И к тому же он был религиозным человеком и считал, что играть в карты грешно.
В другом конце комнаты - легендарный камин. Считается, что именно здесь Гоголь за 10 дней до смерти сжёг второй том "Мёртвых душ". Достоверно известно, что писатель действительно сжёг пачку рукописей, но...
...но непонятно, были ли эти рукописи продолжением поэмы. Сегодня на радость посетителям в камине "догорает" бутафорский кусочек бумаги, а что конкретно горит - пусть каждый решит для себя сам.
Большой диван привезли из дома литератора М.П.Погодина. Но Гоголь на нём всё же сидел: писатель часто останавливался у Погодина в имении и в общей сложности прожил там два года. Именно М.П.Погодин привез Н.В.Гоголя впервые в Москву и впоследствии играл в его жизни значительную роль.
На столе лежит колокольчик для вызова слуги Семёна, записная книжка с вышитой на обложке датой "1849" (Гоголь был большим любителем изящных вещиц), перевод "Одиссеи" В.А.Жуковского, книга "Выбранные места из переписки с друзьями". А на карте изображена Восточная Сибирь. Именно там, по мнению И.С.Аксакова, должен был закончить свое путешествие Чичиков.
Личные вещи Гоголя и его семьи
Серебряная чарка была подарена Гоголем на свадьбу сестре Елизавете.
Н.В.Гоголь всегда с собой носил записную книжку. Он записывал впечатления дня, интересные истории, словосочетания, новые, необычные слова. Он каждый день собирал материалы, ничего не отдавая досужей фантазии, чтобы превратить то, что есть вокруг, в искусство.
Нож для резки фруктов поступил в коллекцию музея от членов семьи Гоголя. Этим ножом владел Николай Владимирович Быков – племянник Гоголя. Он был гусаром, героем русско-турецкой войны, а потом, когда вышел в отставку, спорол серебряные пуговицы со своего мундира и перековал их на нож.
В гостиной также стоял ломберный столик. В те времена ни одна гостиная не обходилась без него. Ломбер - это популярная в 19-м веке карточная игра. Но Гоголь в карты не играл. Он говорил, что он небогат и не может себе этого позволить. И к тому же он был религиозным человеком и считал, что играть в карты грешно.
В другом конце комнаты - легендарный камин. Считается, что именно здесь Гоголь за 10 дней до смерти сжёг второй том "Мёртвых душ". Достоверно известно, что писатель действительно сжёг пачку рукописей, но...
...но непонятно, были ли эти рукописи продолжением поэмы. Сегодня на радость посетителям в камине "догорает" бутафорский кусочек бумаги, а что конкретно горит - пусть каждый решит для себя сам.
Интересно, что Гоголь ходил в гости с макаронами. Зачем?
Кабинет
Гоголь был очень скрытным человеком. При жизни двери в кабинет всегда были закрыты, и туда допускались лишь близкие друзья.Кабинет для писателя был местом как работы, так и отдыха. В нём не было лишних вещей, хотя Гоголь признавался своему другу Л.И.Арнольди, что по молодости любил покупать милые безделушки и складировать их: книжечки в четверть листа, пресс-папье, вазочки и прочую ерунду.
Общий вид кабинета
У дальней стены стоит книжный шкаф, где хранился знаменитый кожаный портфель, в котором он носил рукописи. Гоголь, куда бы ни ехал, везде возил с собой книги. В этом доме в библиотеке Н.В.Гоголя было 234 книги.
Центральный экспонат кабинета - конторка из красного дерева. Она сделана в 30-е годы 19 века.
На конторке у Гоголя не лежало ничего лишнего. Свеча, перо, чернила… Сверху - портрет А.С.Пушкина для вдохновения. В кабинете не было даже кресла.
Подлинный экспонат, принадлежавший семье Н.В.Гоголя
Этот чернильный прибор - уникальный экспонат. Он привезён из усадьбы вельможи Д.П.Трощинского - соседа Гоголей. Одно время отец писателя Василий Афанасьевич был управляющим в доме Трощинского. У Трощинского был домашний театр, для которого отец Гоголя писал пьесы, а потом играл и сам, и с женой – матерью Гоголя, Марьей Ивановной.
Подлинный экспонат, принадлежавший Н.В.Гоголю
Игольница - ещё один экспонат, который лично Н.В.Гоголь держал в руках. Писатель увлекался рукоделием. В юности он кроил и шил сёстрам платья, платки, вязал шарфы. Эту игольницу с пилигримом на крышке мать Гоголя передала ему "в наследство".
Общий вид кабинета
У дальней стены стоит книжный шкаф, где хранился знаменитый кожаный портфель, в котором он носил рукописи. Гоголь, куда бы ни ехал, везде возил с собой книги. В этом доме в библиотеке Н.В.Гоголя было 234 книги.
Центральный экспонат кабинета - конторка из красного дерева. Она сделана в 30-е годы 19 века.
На конторке у Гоголя не лежало ничего лишнего. Свеча, перо, чернила… Сверху - портрет А.С.Пушкина для вдохновения. В кабинете не было даже кресла.
Подлинный экспонат, принадлежавший семье Н.В.Гоголя
Этот чернильный прибор - уникальный экспонат. Он привезён из усадьбы вельможи Д.П.Трощинского - соседа Гоголей. Одно время отец писателя Василий Афанасьевич был управляющим в доме Трощинского. У Трощинского был домашний театр, для которого отец Гоголя писал пьесы, а потом играл и сам, и с женой – матерью Гоголя, Марьей Ивановной.
Подлинный экспонат, принадлежавший Н.В.Гоголю
Игольница - ещё один экспонат, который лично Н.В.Гоголь держал в руках. Писатель увлекался рукоделием. В юности он кроил и шил сёстрам платья, платки, вязал шарфы. Эту игольницу с пилигримом на крышке мать Гоголя передала ему "в наследство".
За ширмой в кабинете располагается место для отдыха с кроватью.
У стены стоит резная кровать из красного дерева. У Гоголя была привычка: с утра, перед приходом слуги, он мял кровать, приводя её в беспорядок.
За ширмой в кабинете располагается место для отдыха с кроватью.
У стены стоит резная кровать из красного дерева. У Гоголя была привычка: с утра, перед приходом слуги, он мял кровать, приводя её в беспорядок.
Интересно, что Гоголь неплохо зарабатывал на своих произведениях, но после его смерти осталась лишь незначительная сумма. Куда делись деньги?
Зал "Ревизор"
В этой комнате Н.В.Гоголь не жил. Её, как и два следующих зала, обставили специально для музея. Зал рассказывает о вкладе Гоголя в русский театр 1830-х -1840-х годов и в частности о самой известной гоголевской комедии - "Ревизоре".
Стеклянная декорация с силуэтами героев "Ревизора" была изготовлена специально для музея в городе Гусь-Хрустальный.
Приглядевшись, можно увидеть, что на вас из-за стекла смотрят очертания Городничего, Хлестакова и других героев пьесы. Известно, что финальная сцена "Ревизора" символизирует собой Страшный суд. Актёры к такой глубине прочтения были не готовы, и Н.В.Гоголю приходилось лично проводить с ними чтения и консультации.
Стеклянная декорация с силуэтами героев "Ревизора" была изготовлена специально для музея в городе Гусь-Хрустальный.
Приглядевшись, можно увидеть, что на вас из-за стекла смотрят очертания Городничего, Хлестакова и других героев пьесы. Известно, что финальная сцена "Ревизора" символизирует собой Страшный суд. Актёры к такой глубине прочтения были не готовы, и Н.В.Гоголю приходилось лично проводить с ними чтения и консультации.
Почему "Ревизор" - мистическая комедия?
Комната памяти
В покоях Гоголя всегда было прохладно. Когда он заболел, его перенесли в другую комнату - потеплее и поближе к хозяевам дома. Есть мнение, что сначала эту комнату готовили для Матфея Константиновского, духовного отца Гоголя, но он не успел приехать. "Комната памяти" - это место, где умер писатель. Ночью 4 марта он громко закричал слуге Семёну: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!..". Вероятно, эти слова связаны с легендой о лестнице, по которой душа усопшего поднимается к Богу на небеса. Часы в комнате замерли на отметке восемь утра - это час, когда умер Н.В.Гоголь. Последние слова его были: "Как сладко умирать".
Маленькое, почти квадратное помещение в углу дома стало последним местом, которое видел Н.В.Гоголь.
В музее хранится авторская копия посмертной маски Гоголя работы скульптора Н.А.Рамазанова. Вот что вспоминает её автор: "Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски".
Маленькое, почти квадратное помещение в углу дома стало последним местом, которое видел Н.В.Гоголь.
В музее хранится авторская копия посмертной маски Гоголя работы скульптора Н.А.Рамазанова. Вот что вспоминает её автор: "Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски".
Со смертью Гоголя связано множество таинственных историй. Спорят о причинах смерти. Многие до сих пор считают, что писатель впал в летаргический сон и был погребён заживо. Хранители музея придерживаются иной версии.
Зал "Воплощение"
Эта комната полностью посвящена творчеству Н.В.Гоголя. Здесь множество изготовленных специально для музея экспонатов, которые открывают нам мир героев знаковых произведений писателя.
Зал состоит из восьми арок, каждая из которых посвящена одному из произведений Н.В.Гоголя. Кроме того, здесь есть мультимедийные экраны, на которых посетители могут загрузить галерею изображений, связанных с творчеством Гоголя, а также прочитать фрагменты литературных произведений.
По оригинальному решению дизайнера на совсем небольшом пространстве уживаются Икона Николая Чудотворца, особо почитавшаяся в Диканьке, и персонажи "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
В этой арке царит покой и изобилие - ведь именно так жили Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы из повести "Старосветские помещики"
Кто не хотел бы, чтобы вареники сами макались в сметану, а затем влетали в рот? Но так умел только пузатый Пацюк в "Ночи перед Рождеством".
Зал состоит из восьми арок, каждая из которых посвящена одному из произведений Н.В.Гоголя. Кроме того, здесь есть мультимедийные экраны, на которых посетители могут загрузить галерею изображений, связанных с творчеством Гоголя, а также прочитать фрагменты литературных произведений.
По оригинальному решению дизайнера на совсем небольшом пространстве уживаются Икона Николая Чудотворца, особо почитавшаяся в Диканьке, и персонажи "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
В этой арке царит покой и изобилие - ведь именно так жили Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы из повести "Старосветские помещики"
Кто не хотел бы, чтобы вареники сами макались в сметану, а затем влетали в рот? Но так умел только пузатый Пацюк в "Ночи перед Рождеством".
Зал «Воплощение» в большей степени художественный вымысел, созданный художником Леонтием Озерниковым, который старался передать свое отношение к гоголевским произведениям.
В заключение
Самое главное, что мы можем почерпнуть из писем и творчества Н.В.Гоголя – что изменение мира надо всё-таки начинать с себя. То есть изменись сам – и вокруг тебя изменится мир к лучшему. Наверное, это самое основное.
Светлана Милованова
Главный хранитель музея Н.В.Гоголя
До встречи в музее!
РАДИО "Моховая, 9" выражает благодарность сотрудникам Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Дом Н.В.Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека" и главному хранителю музея Светлане Евгеньевне Миловановой за помощь в подготовке проекта. http://www.domgogolya.ru/
Учебный проект подготовлен студентами 3 и 4 курсов: Илья Ермаков, Ксения Елисеева, Ольга Катасонова, Карина Егорова. Фото: Анна Зеленина, Анна Гайно. Музыка: Клод Дебюсси. "Лунный свет". В проекте использованы фрагменты интервью с главным хранителем музея Н.В.Гоголя Светланой Евгеньевной Миловановой, а также фрагменты обзорной экскурсии по музею.